1897

Введенский А.И. Общий смысл философии Н.Н. Страхова. Статья 3.

До конца дней своих Н.Н. Страхов напряженно работал мыслью и очень печалился что не может уже более, с былою энергией, работать пером. В письме своем, писанном, после перенесенной им тяжелой операции, из Крыма (Мшатки, сентябрь 1895 г.) к А.Н. Майскому, он, между прочим, говорит:

«Меня томит что  я ничего не делаю, и что нет у меня охоты что-нибудь делать. Попробую сегодня же приняться, наконец, за одну задуманную статью о веществе, где буду доказывать что оно не имеет права считаться источником каких-нибудь существ и действий, а есть только некоторый порядок и условие, которому подчиняются существа и явления».

А вот и характерное начало (увы, только начало) этой статьи:

«Наше просвещение, - пишет Н.Н. Страхов, - (разумею не одно русское, а и европейское, и всемирное) находится, без сомнения, в очень печальном положении. Если мы возьмем все множество образованных людей и попробуем спросить себя, какие определенные понятия и учения господствуют в этом огромном множестве, то мы с изумлением убедимся, что таких понятий и учений вовсе не существует…

Введенский А.И. Общий смысл философии Н.Н. Страхова. Статья 2.

Выступая со своим протестом против односторонности точной науки, Н.Н. Страхов ссылался на чувство и непосредственный опыт.

«По приговору науки – таков смысл его аргументации, – человек есть животное и, в последнем анализе, просто сложная группа вещества; но человек не хочет быть животным и протестует против толкования его природы в смысле простой материи, - протестует во имя своего внутреннего опыта».

Не хочет и протестует: вот в чем его право на исключительное положение в мире.

Да! Но ведь у науки есть свои не хочу и протестую. Она требует логически-ясных аргументов и не хочет признавать глухих и темных ссылок на чувство, протестует против таких приемов полемики и аргументации.

Положение дела, казавшееся столь ясным и определенным сначала, как видим, осложняется и становится шатким.

– Ты ссылаешься, – так нашептывал философу дух-искуситель, – на чувства и внутренний опыт. Какая наивность! Да разве ты не знаешь, что ссылка одного человека на свой личный опыт есть самый неубедительный аргумент для другого? Да и для тебя самого все ли в твоей аргументации ясно? Из того что явления внутреннего опыта для нас всего несомненнее и достовернее следует ли что они всего доступнее для познания и даже что они вообще для него доступны?..

Введенский А.И. Общий смысл философии Н.Н. Страхова. Статья 1.

Было у нас на Руси, и не так давно, печальное время когда люди с убеждениями боялись их высказывать. «В такой переразвращенной среде, какова наша образованная, - писал в 1873 году Ю.Ф. Самарин, - ставится в вину не неверие, а убеждение какое бы то ни было». Теперь, к счастью, это время прошло, провидимому, безвозвратно: мы научились ценить убеждения, каковы бы они ни были.

24 января прошлого года тихо и бесшумно закатилась жизнь выдающегося русского человека, писателя и философа Н.Н. Страхова, и вся печать сошлась в признании права покойного на уважение именно за искренность и стойкость его убеждений, за то что он, – как засвидетельствовало за два года до его смерти Психологическое общество, избравшее Н.Н. Страхова в свои почетные члены, – «никогда не боялся идти против господствующих в науке и литературе течений, восставать против увлечений минуты и выступать на защиту таких крупных философских и литературных явлений которые в данную минуту подвергались гонению и осмеянию»…

Подписка на RSS - 1897