Религия

Боченков В.В. Верные древнерусской церковности. Старообрядчество: вчера, сегодня, завтра

Филоненко В.И. Отчет о командировке в Бирский уезд, к язычникам-инородцам…

«В начале июня 1912 года уфимским губернским статистическим комитетом мне было предложено совершить непродолжительную поездку к язычникам-инородцам местного края.

Из всех уездов Уфимской губернии выбрал я Бирский уезд как наиболее населенный язычниками - черемисами и вотяками, и 19 июня на пароходе «Златоуст» выехал в Бирск.

Дорога до Бирска довольно однообразна. Единственный интерес представляет еще Благовещенский завод со своими пещерами, но последние мне пришлось видеть только с палубы парохода. В Бирск приехали мы рано утром. Город расположен на правом берегу реки Белой, на Уфимско-Вятском тракте в 103 верстах от г. Уфы. По географическому положению под 55-25 [градусов] с. ш. и 73-11[градусов] в. д. Основание Бирска историк Татищев полагает раньше основания Уфы…»

Игнатьев Р.Г. Монастыри Уфимской епархии.

Успенский мужеский 3-го класса, в 2 ½ в. От г. Уфы, при р. Уфе, близ старой Сибирской дороги. О времени существования монастыря существует только предание, что монастырь будто бы основан при царе Михаиле Феодоровиче и что первый игумен Авраамий был убит в церкви. Успенский монастырь был в городе Уфе, там, где теперь Благовещенский женский монастырь и в нем были 2 деревянные церкви Успения Богородицы и Богоявления Господня; монастырем управляли строители, игумен и иногда архимандрит; за монастырем были 2 села Чесноковка и Дуваней в Уфимском уезде; были земли около города и рыбные ловли; за монастырем считалось 300 крестьянских дворов, что обратило внимание Московского Духовного Собора в 1676 г., который предполагал быть в Уфе епископу викарному Казанского митрополита, а жить ему в Успенском монастыре, который через это должен был стать кафедральным…

Верования некрещенных черемис Казанской губернии.

Все религиозные верования некрещенных черемис Казанской губернии заключаются в следующих положениях:

1) Бог един, но люди веруют ему различно, так что каждый народ имеет свою веру, подобно тому как каждое дерево в лесу имеет свои листья и цветы. На земле вер 77 потому что люди говорят 77 языками.

2) Все верования угодны Богу, так как он сам каждому народу дал свою веру, и перемена ее есть такое преступление, которое не остается без наказания.

3) Из обитающих на земле народов Черемисы должны поклоняться благому существу Юмолань (Богу) и злому Кереметьлань (Кереметю).

а) Юмо есть творец мира и человека и управляет вселенною, почему называется Кугужа (Вседержитель). Христиане его называют ветхим деньми  - от Юмо (Седой Бог). У него есть семья (Юмынь-ишь), и в отношении к ней он называется Куго-Юмо (набольший Бог). Каждый член семьи Юмы может, по воле Куго-Юмы, устроить счастье Черемис. Семью Юмы составляют…

Подписка на RSS - Религия