Введенский А.И. Общий смысл философии Н.Н. Страхова. Статья 2. М., 1897.
(Файл PDF, размер - 1,4 МГб).
После смерти Николая Николаевича Страхова в нашей стране начинается изучение его философского наследия. В рамках этого изучения Алексей Иванович Введенский написал очерк в трех статьях. Ниже приводится Статья 2.
Выступая со своим протестом против односторонности точной науки, Н.Н. Страхов ссылался на чувство и непосредственный опыт.
«По приговору науки – таков смысл его аргументации, – человек есть животное и, в последнем анализе, просто сложная группа вещества; но человек не хочет быть животным и протестует против толкования его природы в смысле простой материи, - протестует во имя своего внутреннего опыта».
Не хочет и протестует: вот в чем его право на исключительное положение в мире.
Да! Но ведь у науки есть свои не хочу и протестую. Она требует логически-ясных аргументов и не хочет признавать глухих и темных ссылок на чувство, протестует против таких приемов полемики и аргументации.
Положение дела, казавшееся столь ясным и определенным сначала, как видим, осложняется и становится шатким.
– Ты ссылаешься, – так нашептывал философу дух-искуситель, – на чувства и внутренний опыт. Какая наивность! Да разве ты не знаешь, что ссылка одного человека на свой личный опыт есть самый неубедительный аргумент для другого? Да и для тебя самого все ли в твоей аргументации ясно? Из того что явления внутреннего опыта для нас всего несомненнее и достовернее следует ли что они всего доступнее для познания и даже что они вообще для него доступны?..
Далее читайте в формате PDF - Введенский А.И. Общий смысл философии Н.Н. Страхова. Статья 2.
1897