Верования некрещенных черемис Казанской губернии. Памятная книга Казанской губернии на 1863 год. Издание казанского статистического комитета. Казань, 1862.
Сегодня этот очерк правильнее было бы отнести к этнологии. Составитель «Памятной книги» на будущий 1863 год описал религиозные ритуалы марийцев, в то время называемых черемисами. Несмотря на то, что в центре внимания составителя стоят религиозные верования черемисов, описываются этнические стереотипы поведения: это и предфилософские идеи о единстве Бога, это и нравственные установления и регламентации (например, порядок проведения поминок по умершему).
Мордва, чуваши, черемисы.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.
Все религиозные верования некрещенных черемис Казанской губернии заключаются в следующих положениях:
1) Бог един, но люди веруют ему различно, так что каждый народ имеет свою веру, подобно тому как каждое дерево в лесу имеет свои листья и цветы. На земле вер 77 потому что люди говорят 77 языками.
2) Все верования угодны Богу, так как он сам каждому народу дал свою веру, и перемена ее есть такое преступление, которое не остается без наказания.
3) Из обитающих на земле народов Черемисы должны поклоняться благому существу Юмолань (Богу) и злому Кереметьлань (Кереметю).
а) Юмо есть творец мира и человека и управляет вселенною, почему называется Кугужа (Вседержитель). Христиане его называют ветхим деньми - от Юмо (Седой Бог). У него есть семья (Юмынь-ишь), и в отношении к ней он называется Куго-Юмо (набольший Бог). Каждый член семьи Юмы может, по воле Куго-Юмы, устроить счастье Черемис. Семью Юмы составляют…
Далее читайте в формате PDF - Верования некрещенных черемис Казанской губернии.
1862