Во второй половине I тыс. н.э. обширные пространства лесной части Восточной Европы занимают древности культуры псковских длинных курганов (далее – КПДК) и новгородских сопок. Первая занимала восточное и южное побережье Псковско-Чудского озера, бассейны рек Великой, Плюссы, Луги, верховий Западной Двины, Полы и Ловати, озёр в верховьях Волги, бассейны Мсты и средней Мологи. Вторая распространилась позднее в бассейнах Ильменского озера, рек Волхов, Свясь, верхнего и среднего течения Мологи, верховий Луги и Плюссы. Если этническая принадлежность первой культуры является предметом дискуссий, но, как правило отождествляется, со славянами-кривичами или их непосредственными предками, то славянская принадлежность культуры сопок сегодня абсолютно бесспорна.
Одной из целей данной статьи является определение времени славянской миграции в Псковско-Новгородский регион. Традиционно считается, что миграция славянского населения в I тыс. н.э. в регион покрывала достаточно обширные пространства. Однако, сравнительно небольшие по числу курганов ранние могильники и малые размеры местных поселений дают основания полагать, что создатели культуры псковско-мстинских длинных курганов / культуры псковских длинных курганов (далее – КПДК) оседали на Северо-Западе небольшими, но многочисленными группами [41, с. 30]. Уместно отождествить эти небольшие группы населения с «родами» Новгородской первой летописи и «Повести временных лет». Каждый из подобных «родов» проживал в своём «граде». Учитывая, что население даже таких крупных «градов», как Ладога, в VIII – начале IX вв. составляло несколько десятков человек и максимально может быть оценено в сотню жителей [7, с. 43], сказанное выше имеет под собой прочное основание. Численность «рода» в раннем Средневековье может оцениваться в несколько десятков человек и в некоторых случаях достигало сотни.
Попытки некоторых современных исследователей представить расселение славян периодом не ранее IX или даже X вв. [31 и др.] кажутся совершенно фантатическими. По имеющимся данным датировать начало переселения ильменских словен даже IX столетием некорректно. Для примера, новгородские грамоты (самые ранние из которых относятся к периоду 1025–1050 гг.) содержат в подавляющем большинстве именно славяские антропонимы и написаны на славянском диалекте.
В имеющихся у учёных образцах древних грамот того периода (до конца XI в.) нет написанных на прибалтийско-финских языках. Не встречаются среди них финские заимствования. Неизвестна в ранних грамотах и прибалтийско-финская ономастика. Таким образом, славянские колонисты должны были за короткий срок (за IX–X столетия или даже за один X в.) не только заселить огромные территории, но и ассимилировать местное население, полностью подавив местный этноязыковой компонент, что совершенно нереалистично.
Читайте факсимильное воспроизведение статьи в формате PDF:
Тарасов И.М. О времени миграций славян в Псковско-Новгородский регион и Северном объединении доваряжской эпохи.
[А также на сайте Академию.еду: Тарасов И.М. О времени миграций славян в Псковско-Новгородский регион и Северном объединении доваряжской эпохи.]