Дудин В.О., Стеблев А.П., Толстов А.С. Русская история. Учебник. Часть I-я. Типография Т-ва. И.Д Сытина. М., 1912.

Дудин В.О., Стеблев А.П., Толстов А.С. Русская история. Учебник. Часть I-я. Типография Т-ва. И.Д Сытина. М., 1912.

Предваряющие замечания

редакции проекта «До 1917 года»

В наше время даже людей с богатым жизненным опытом легко поставить в тупик простым упоминанием реальных фактов из нашего недавнего советского прошлого. Например, таких: за хранение книг и «пропаганду» (читал вслух стихи) Сергея Есенина в 30-50-е годы в СССР запросто можно было получить тюремный срок. И вот шестидесятилетний собеседник с сомнением смотрит на вас, не понимая, верить ли ему в сказанное или счесть сообщение ложным, розыгрышем, например. Или другой факт: в Советской России и Советском Союзе десятилетиями, скажем так, в школах не существовало курса отечественной истории – историю дети не изучали. Как так?! Возможно ли такое?! Да, это было возможно и реально при власти большевиков. Они постоянно и настойчиво вытравляли из памяти русской нации всякое знание о её (нации) великом прошлом. В феврале 1919 года на заседании Наркомата просвещения было решено школьный предмет «История» заменить отвлеченным предметом «Обществоведение», включающим комплекс из таких дисциплин как история культуры и техники, страноведение, экономика. На основе этого решения в наркомате появились сначала примерные программы изучения догм марксизма-ленинизма и соответствующие учебные планы, а с 1927 года они превратились в обязательные (хотя и до того, в отсутствие правового государства, когда расстреливали не по нормам уголовного права, коего длительное время в стране Советов попросту не существовало, а по соображениям целесообразности, мало осталось желающих перечить указаниям властей).

Справедливости ради отметим, что получившийся школьный курс не удовлетворял и саму большевистскую власть. В постановлении СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 года отмечалось: «Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) констатируют, что преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей - учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».

Приближалась новая мировая война, центральная власть принялась дополнять коллективизацию с индустриализацией чисткой (а в 1937 году и с массовыми расстрелами по тысяче приговоров в день) рядов «элиты» и сменой интернационалистских идеологических установок на более адекватные грядущей войне. Власти стремились пробудить историческую память народа, на которую только возможно было бы опереть новую патриотическую систему ценностей.

Но и тогда народу всё еще не позволяли изучать историю в её нормальном виде. Даже «учебник», по которому русские дети узнавали о прошлом своего народа, носил идеологически перегруженное название - «Наша любимая Родина».

Пытливый читатель сих строк наверняка спросит: «Откуда же несколько советских поколений узнавали о прошлом страны?» А вот из таких дореволюционных учебников, один из которых мы и предлагаем для ознакомления. Как видите, он вышел в 1912 году, а составлен был еще раньше (предисловие написано в 1909 году). То есть этот учебник отражает, так сказать, в незамутнённом виде то мировоззрение нашего соотечественника, каким оно формировалось до событий 1917 года. Именно этот текст читали и те уже советские дети, которым посчастливилось взять в руки книгу с памятником Петру в Санкт-Петербурге и Московским Кремлём на втором плане. Наверняка вы обнаружите разночтения с теми историческими концепциями, которые стали преобладать в постсоветское время. Кто ближе к истине отражает исторические события: современные историки или дореволюционные? На этот вопрос приглашаем вас найти ответ самостоятельно.

Содержание

Предисловие. 3-4

Восточные славяне. 5-12 (с пропуском с. 11, 12)

Жизнь славян. 12-21 (с пропуском с. 12)

Первые русские князья. 21-34

Владимир Великий. 34-44

Ярослав Мудрый. 44-48

Русская Правда. 49-52

Монастыри. 52-57

Владимир Мономах. 58-62

Поход Игоря на половцев. 62-67

Андрей Боголюбский. 67-73

Господин Великий Новгород. 73-85

Татарское нашествие. 85-95

Александр Невский. 96-102

Москва и Московское княжество. 103-107

Иван Калита и великое княжество Московское. 107-113

Дмитрий Донской. 114-126

Василий I. 126-131

Василий II Темный. 131-135

Иоанн III. 135-148

Василий III. 148-152

Иоанн Грозный (первая часть главы). 153-167

Иоанн Грозный (вторая часть главы). 168-184

Смутное время (Борис - царь). 184-194

Смутное время (Появление Лжедмитрия). 194-207

Смутное время (Скопин-Шуйский). 208-217

Михаил Федорович Романов. 218-226

Михаил Федорович Романов (Первая война с поляками). 227-235

Алексей Михайлович. 236-245

Присоединение Малороссии к Москве. 245-256

Происхождение раскола. 256-263

Происхождение раскола. Протопоп Аввакум. 263-271

Происхождение раскола. Боярыня Морозова. 271-277

Жизнь и нравы русских накануне преобразований Петра I. Город Москва. 277-280

Жизнь и нравы русских накануне преобразований Петра I. День царя. 280-288

Жизнь и нравы русских накануне преобразований Петра I. Обряды. 288-299

Жизнь и нравы русских накануне преобразований Петра I. Школа. 299-300

Рождение Петра. 300-301

Год издания: